Тремоло 2017, второй день: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает»

Фото: Константин Исааков

Что есть музыка? Так и хочется ответить пушкинским продолжением пушкинского же заголовка: «Но и любовь – мелодия». Поэт, конечно же, прав – но именно как поэт. То есть, фактически ставя знак равенства между музыкой и любовью, он возвышенно прав. Мне же, человеку, увы, менее возвышенному, представляется (хотя, Александр Сергеевич, прекраснее, чем вы, не скажешь), что музыка – наиболее отвлеченное и при этом наиболее яркое, попадающее «в десятку» выражение той составляющей любви, что мы именуем страстью. Любовь, согласитесь, страстью не исчерпывается. Но без страсти стремительно умирает.

И в этом смысле второй день тольяттинского Международного фестиваля музыки и искусств «Тремоло» был полон страстей. Они закипели уже на пресс-конференции, предварившей музыкальную программу.

Год назад министр культуры Самарской области пообещал, что включит Фестиваль «Тремоло» в областной календарь туристических событий – случилось ли это?

Ходят разговоры, что в дни чемпиона мира по футболу 2018 на территории области запретят проводить любые иные массовые события, включая фестивали – отразится ли такое решение на сроках проведения «Тремоло 2018»?

С этих вопросов коллег и началась пресс-конференция.

«Фестиваль «Тремоло» – безусловно, в числе драйверов туризма не только в Тольятти, но и всей области, – ответила Ольга Шандуренко, директор областного Туристско-информационного центра. – Что же касается периода проведения очень важного для области мирового футбольного чемпионата, то, конечно, он должен помочь в продвижении туризма в целом, включая такие его яркие события, как «Тремоло». А могут ли пересекаться сроки этих событий, это пока не решено, и решение будет приниматься, в первую очередь, в соответствии с требованиями ФИФА».

Конечно же, волнует эта тема и организаторов Фестиваля. Его художественный руководитель Фабио Мастранджело, человек творческих страстей, эмоционально сообщил, что не понимает, как музыка и футбол могут мешать друг другу. И с его доводом не поспоришь: как правило, это разные аудитории.

А директор «Тремоло» Алексей Возилов, развил мысль Фабио: параллельное проведение этих двух вроде бы не одинаковых по значимости событий могло бы способствовать частичному слиянию этих аудиторий, что, несомненно, было бы на пользу и гостям области, и развитию туризма в регионе в целом.

Бурным стало обсуждение и того, что в этом году Фестиваль уплотнен до трех дней – вместо привычных четырех все предыдущие девять лет. Причины – чисто финансовые, пояснил Алексей Возилов. День проведения «Тремоло» обходится примерно в миллион рублей, и о прибыли тут уже нет речи – в этом году Фестиваль проводится практически без спонсорской поддержки. Организаторы, по сути, подобно атлантам, держат такой сложный праздник исключительно на своих плечах. «Но главное, что мы его проводим!» — заключил он.
«Уже 16 лет я живу в России, и кое-что про нее понимаю, – так высказался по этому поводу Фабио Мастранджело, – в том числе и то, что страна – во многом «государственная»: то есть, если какой-то проект поддерживается государственными органами, то ему подставит плечо и бизнес – это для него важный знак. Поэтому я готов напрямую обратиться к губернатору Самарской области Николаю Меркушкину: Николай Иванович, присмотритесь к Фестивалю «Тремоло»! За десять лет он стал значимым культурным событием, одним из образов не только Тольятти, но и региона в целом!».
Кстати, отметил Фабио Мастранджело, можно было бы пригласить в Тольятти фигуры масштаба Дениса Мацуева, но для таких исполнителей нужен серьезный инструмент, то есть еще 10-12 миллионов рублей.

Сложная финансовая ситуация вынудила организаторов хоть и незначительно, но все же поднять цены на билеты. Тем не менее, кредо Фестиваля, его творческая концепция настолько привлекательны – а это доступность классики, постоянная изменчивость репертуара, поиск новых путей к зрителю, что вчера огромный приволжский зал базы отдыха «Волна» оказался почти заполненным. Причем публикой, подчеркну, самой разной: кто-то был одет «по-простому», а кто-то и фланировал по территории в вечерних платьях и строгих костюмах. (Забегая вперед, поделюсь: после концерта в толпе за своей спиной я услышал такие слова: «Доченька, как же я тебе благодарна! Такого наслаждения я не получала давно». Обернулся: сказала это скромно одетая пожилая женщина – явно не из числа музыковедов, а, похоже, и не из филармонических завсегдатаев).

Всех собравшихся, а были среди них люди, приехавшие за сотни километров — из Оренбурга, например, объединял интерес: что же в этот раз напридумывали Возилов и его команда?

Да, в программе второго дня была, что называется, классика из классик. Камерный оркестр «Северная симфониетта», недавнее, созданное два года назад детище питерского маэстро Мастранджело, обещал оперную тематику с популярными ариями в исполнении вокалистов из Санкт-Петербурга и Тольятти.

Но ведь Фабио Мастранджело – это всегда какой-нибудь прекрасный творческий сюрприз! Это мы с коллегами как раз перед концертом обсуждали. «Когда дирижирует Фабио, от него невозможно оторвать взгляд – ведь это отдельный спектакль», – поделилась со мной Ольга Кораблина из СТД. Что ж, я в этом мог убедиться и год назад, и вчера.

Маэстро, как всегда, заражал в это вечер своей страстью к тому, что он предъявляет зрителю (а мы ведь помним: музыка – это, в первую очередь, страсти, разные по окраске, накалу, посланию) — да, заражал каждого исполнителя из своего молодого коллектива.

«В последние годы в России появилась потрясающая молодая генерация музыкантов и певцов, – говорил мне уже после концерта Фабио, – эти девушки и юноши не по годам чувствительны к тому, что хотели высказать людям выдающиеся композиторы прошлого – даже такие сложные, как, например, Малер, прекрасную исполнительницу которого я недавно обнаружил в Санкт-Петербурге».

И вчера молодой оркестр, созданный маэстро, звучал великолепно. Он нежно и чувственно передавал публике свое восприятие Россини, Чайковского, а вместе с мастерами вокала – еще и Пуччини, Леонковалло, Чилеа, Оффенбаха, Бизе, Римского-Корсакова, Бородина.

«Страсти по опере» – и ведь неслучайно именно так был поименован второй день Фестиваля – дарили зрителю и солисты Мариинского театра Август Амонов, Анна Кикнадзе и Михаил Колелишвили, солистка из Тольятти Марина Коцько.

А в антракте в фойе, где была развернута большая выставка работ известного тольяттинского художника Николая Кузнецова, происходило совсем иное и тоже довольно необычное действо.

Еще накануне, на пресс-конференции, Николай Иванович в ответ на вопрос автора этих строк о том, каким он видит свое место на «Тремоло», говорил: «Музыка и изобразительное искусство – сестры по крови. Они всегда сосуществуют, дополняя и поддерживая друг друга. Поэтому мне представляется моё и других художников участие и в будущих фестивалях весьма уместным».

Это он подтвердил в весьма нестандартной форме: перфомансом, который впервые в своей жизни придумал и провел на выставке. У Кузнецова есть автопортрет «в мыле» примерно трехлетней давности: он тогда решил сбрить свою несколько богемную бороду. Но уже в процессе бритья понял, что это – сюжет. Нарисовал. А сейчас вот решил сей сюжет еще и разыграть на публике. А помощь в этом очаровательного юного создания придавала происходящему черты современного стиля.

Воистину, всякое искусство не замыкается в самом себе, и именно об этом неизбежном «стукании друг о друга», развитии во взаимодействии – важное послание «Тремоло»!

Сегодня вечером, кстати, нас ждет еще один придуманный организаторами «прикол» – «Музыкальная битва», в которой примут участие триумфаторы предыдущего Фестиваля «Тремоло» — коллектив «БИС-КВИТ» из Санкт-Петербурга, а также струнный ансамбль Erato quintet (Нижний Новгород) и московская акапелла-группа Rain Drops.

Был когда-то, помнится, такой «Музыкальный ринг» в Питере. «Музыкальная битва» — про это же? Узнаем.

Фото автора

Источник

Читайте также:

Читайте также:

Добавить комментарий